Ребенок или социум - на чьей стороне мать?



Все наши социальные институты заточены на то, чтобы сделать из ребенка удобного для взрослых. Но институты - ладно, их можно понять, чужие тети, которым приходится иметь дело сразу с несколькими детьми. Больше всего огорчает то, что по этому пути идут и матери. Именно матери, бабушки и прочие родственники могут жить в своих стереотипах, в конце концов - дети не их.

Печально видеть, как мать принимает сторону общества, в целом с его "культурными нормами" или в лице конкретной тетеньки (дяденьки), которые считают, что ее ребенок должен вести себя по-другому. Когда начинают одергивать ребенка "для других" - очень часто наблюдаю это на площадках. Эти действия исходят из страха, что окружающие что-то подумают о ней, что она, дескать, плохая мать.

Или мать не защищает своего ребенка, при словесном нападении на него чужого, а присоединяется к этому чужому взрослому. Двое взрослых против ребенка! Частый пример - учитель что-то говорит родителю и мама поддерживает, а то еще и от себя добавляет. Форменное предательство!

В результате такого воспитания мы получаем:

- послушного, конформного ребенка, который не знает сам чего хочет, не инициативен и не уверен в себе, боится "высовываться", не соединен со своими чувствами и т.д.

- ребенка бунтующего против несправедливости, мстящего.

- и, в любом случае, ребенка, у которого потерян контакт с родителями, что аукнется им в подростковом возрасте и далее.

И все это кладется на алтарь "хорошо выглядеть перед другими", "воспитанного ребенка", "удобного ребенка".

Я не считаю, что ключевой задачей воспитания является вот такое форматирование под удобство общества. В конце концов, серая масса - очень удобна - лица не различишь. Но выдающиеся в чем-то люди - Личности, они ВСЕГДА неудобны для общества. Они выделяются и выпадают из формата, именно поэтому чего-то и достигают.

Мне кажется, что воспитывать нужно не конформность, а умение творчески решать задачи взаимодействия, договариваться, требовать для себя лучшего, амбиции, в конце концов.

Раньше моим ориентиром в воспитании собственных детей было представление о том, что ребенка нужно оградить от травмирующего влияния и тогда все будет естественно и хорошо. Сейчас я понимаю, что мало оградить, нужно задать правильный вектор развития. То направление, двигаясь по которому, ребенок будет развивать все необходимые для успешной жизни навыки. Которым, по-сути, у нас специализированно нигде не обучают, этим нужно озаботиться родителям. Навыки, которые нужны для лидерства, взаимодействия с людьми, предприимчивости, умения постоять за себя - в общем, очень много чего.

Конечно, это совсем не означает, что нужно во всем потакать ребенку и воспитывать такого "маленького царька" - социум, он все-равно будет воздействовать и форматировать, ребенок должен воспитываться с адекватными границами. Вот в этой золотой середине и вся соль - чтобы она получилась без перекосов, нужно маме быть очень подготовленной, многое понимать про развитие (физиологию, психику, возрастные особенности), обладать самой многими социальными навыками, чтобы научить этому ребенка. И быть не настолько зависимой от социума, чтобы иметь смелость идти своим путем, даже если не все это одобряют.

Важно выделить сильные стороны личности ребенка и делать на них ставку, показывать как можно больше возможностей и создавать ситуации, которые будут подтверждать его высокое мнение о себе. Не просто хвалить и поддерживать. А именно создавать ситуации, где он на собственном опыте будет убеждаться в том, что он может и достоин. Создавать так называемые ситуации успеха.

#социум #воспитание

Все права защищены. Перепечатка материалов возможна только с активной ссылкой на сайт

Психологические консультации, психолог онлайн, психологические статьи, семейная консультация,психолог в Москве, психолог онлайн, консультация психолога, психологические статьи для женщин, консультация психолога по скайпу, психолог, психология отношений