Как формируется феномен выученной беспомощности



"Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность." Википедия



Открыл это состояние М. Селигман в ходе экспериментов с собаками в 1967 году.

Ход эксперимента:

Собак разделили на 3 группы. Собаки первой группы учились избегать удара током путем нажатия носом на специальную панель. Собаки второй группы могли избежать удара только, если собаки первой группы нажимали на панель. Никакие самостоятельные их действия не приводили к успеху. Третья группа собак была контрольной и ударов током не получала.


Через 24 часа собак помещали в специальный ящик, где их обучали перепрыгивать через препятствие, чтобы избежать удара током. Собака предупреждалась о начале удара гаснувшей лампочкой. Первая и третья группа собак выдали одинаковые результаты обучаемости. Вторая группа (с опытом беспомощности) отличалась тем, что им требовалось вдвое больше времени, чтобы догадаться перепрыгнуть на безопасную часть ящика.


Исследователи посчитали, что в первой группе все собаки догадались перепрыгнуть и спастись, в третьей группе только одна собака из восьми не догадалась. А во второй группе 6 собак из восьми так и не перепрыгнули препятствие, предпочитая просто терпеть удары током. Эта реакция собак и была названа выученной беспомощностью.


Исследователи интерпретировали полученные результаты, как доказательство того, что беспомощное поведение является результатом научения в условиях, когда различные попытки преодолеть негативное воздействие не приводят к успеху, а только лишь подтверждают тщетность усилий.


Через неделю ученые повторили эксперимент, чтобы проверить - закрепилось ли выученное поведение.Пять из шести собак вновь продемонстрировали такое же поведение.