top of page

Что вам может дать долгосрочное консультирование?

Долгосрочное консультирование или психотерапия - это путь на котором встречаются различные задачи. Что же в результате? Что получает клиент, который выбрал для себя длительную работу с психологом?

Если назвать одним словом - в результате клиент получает собственную зрелость. А вот из каких компонентов эта зрелость состоит, предлагаю рассмотреть более подробно. 

 

Взрослея, человек овладевает определённым набором навыков.

 

 

Что это за навыки:

 

Навык осознавания

Видеть именно то, что происходит в реальности, не фантазируя и не подгоняя реальность под стереотип. Называть вещи своими именами.

Замечать свои эмоции и состояния, относиться к ним всерьез. Легко отвечать на вопрос: что я сейчас чувствую? Чего хочу?

Уметь и не бояться говорить и действовать напрямую, не вступать в психологические игры.

 

Понимать, что хорошо и что плохо для самого себя. Не стремиться соответствовать чьим-то ожиданиям или радовать других в ущерб себе.

Поступать в соответствии со своими целями, состоянием и возможностями, а не потому, что «так надо» и «я должен».

 

Видеть свои реальные ресурсы, возможности и ограничения вместо иллюзий "я должна уметь все" или "я ничего не могу". 

 

 

Навык рефлексии

Уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свои мысли. Не принимать за истину самое первое, автоматическое восприятие ситуации.

Уметь видеть истинную причину проблемы и делать осознанный выбор. 

 

 

Навык принятия

Узнать и принять себя таким, какой ты есть сейчас, при этом понимая возможности для собственного развития.

Принять других такими, какие они есть, и признать их право на собственное мнение и собственный выбор.

Видеть существующие отношения такими, какие они есть, а не такими, какими хочется, чтобы они были, и не разрываться между реальностью и фантазией/между желаемым и действительным.

Принять свой опыт, каким бы он ни был. И увидеть его ценность.

Уметь принять прошлое и оставить его в прошлом.

Принять сложность бытия. Увидеть, что мир не черно-белый, что во многих ситуациях нет однозначно правильных решений, и нужно делать собственный выбор. Перестать искать ответы во вне, научившись находить их в себе.

Уметь принимать свои ошибки, неудачи и потери, свою уязвимость и несовершенство. И продолжать любить и поддерживать себя, при этом.

Принять то, что не можешь изменить и то, что не можешь контролировать. Позволить себе грустить по этому поводу. При этом, взять на себя ответственность за то, что действительно в твоей власти.

 

 

Навык автономии

Уметь делать собственный выбор, не следуя программе, заложенной другими людьми – например, родителями.

 

Присвоить право иметь свои собственные цели, потребности, желания и реализовывать их. 

Говорить «нет» тому, что не подходит, не чувствуя неловкости. 

Уйти от стремления соответствовать чьим-то ожиданиям.

Видеть других людей отдельными личностями, не брать на себя ответственность за их чувства и мысли. 

Чувствовать свою самодостаточность, но не изолированность от других. 

 

 

Навык построения безопасных и зрелых отношений

 

Способность выстраивать и защищать свои границы.

Уметь распознавать угрозу для собственной эмоциональной, ценностной и физической безопасности и ограждать себя от разрушающих отношений.

Способность открываться другому человеку и доверять ему.

Уметь любить другого, видя его реального, со всеми особенностями.

Способность соблюдать баланс между "давать" и "брать" в отношениях. 

Уметь прояснять недопонимания и конфликтные ситуации, а не "заминать" их.

Проявлять уважение к себе и к партнеру по общению.

Уметь ценить отношения. Видеть то хорошее, что в них есть, вместо того, чтобы фокусироваться только на недостатках.

Способность инициировать, поддерживать и заканчивать отношения. 

 

Навык обращения с эмоциями

Способность выдерживать собственные эмоции, быть с ними в контакте, проживать и отпускать.  

Сохранять возможность думать, когда нахлынули эмоции; действовать осознанно, а не под их влиянием.

Избавиться от чувства вины, уметь трансформировать ее в ответственность.

Уметь доносить свои эмоции до других людей социально приемлемыми способами. 

 

Способность выдерживать эмоции других людей и не разрушаться при этом. 

 

Умение проявлять сопереживание другому, не сливаясь с этими чувствами, а оставаясь собой.

 

 

Навык опоры на себя

Доверять своим чувствам. Умение получать через них информацию о происходящем.

 

Иметь собственную систему ценностей и опираться на неё при принятии решений.

 

Реалистично оценивать себя – без завышенных ожиданий и самотирании. Поддерживать себя.

Уметь быстро восстанавливаться после стресса, адаптироваться к изменениям.

 

Уметь заботиться о себе, прислушиваться к своим потребностям и желаниям.

 

Уметь мотивировать себя на свершения и достижение запланированных целей. 

 

 

Навык опоры на других

Уметь просить других людей о помощи и поддержке. Не бояться и не стыдиться говорить о том, в чём нуждаешься. Верить, что помощь обязательно придёт. 

 

Уметь запрашивать обратную связь у других людей, делегировать и делить ответственность.

 

Уметь с благодарностью (и без неловкости) получать подарки и принимать комплименты.

 

 

 

Навык принятия решений

Уметь смотреть на ситуацию с разных сторон и учитывать не только свои интересы.

 

Уметь выделять ключевую информацию и отделять ее от второстепенной. 

 

Способность выбирать из возможных чувств мыслей и действий, те, которые способствуют достижению целей, не ограничиваясь только привычными или стереотипными реакциями.

 

Уметь брать на себя ответственность за выбор конкретного варианта действий.

 

Способность просчитывать возможные последствия того или иного выбора.

 

 

Конечно, деление на группы весьма условно и нужно только для того, чтобы было удобнее эти навыки воспринять. В процессе жизни клиент сталкивается с теми или иными сложными ситуациями, разрешение которых часто связано с овладеванием одним или несколькими из вышеозначенных навыков. И постепенно, через решение конкретных задач, без насилия над собой, получая достаточно поддержки для преодоления трудностей, он обучается и присваивает их себе. В своем темпе, выбирая те умения, которые актуальны в конкретный временной период. 

bottom of page