Книга Эриха Фромма "Искусство любить"

Пост обновлен 30 окт. 2018 г.



Эрих Фромм

Эрих Фромм в самом начале книги обозначает основную проблему, из-за которой люди терпят фиаско в любовных отношениях. Они, почему-то не думают, что нужно учиться любить. Что это умение приходит само, как только появляется подходящий объект. Вторая причина в том, что многие хотят быть любимыми, но не любить.

Мужчины для этого стремятся быть богатыми и удачливыми, а женщины вкладываются в свою привлекательность и женственность. Третья причина - это смешение понятий влюбленности, как временного слияния двух пока малознакомых людей и пребывания в любви в отношениях. Люди думают, что помешательство друг на друге и есть доказательство любви. Тогда как это всего лишь биологически обусловленный способ сближения.

Любовь сродни искусству, утверждает Фромм. А, значит, чтобы овладеть умением любить, нужно изучить теорию, много практиковаться и держать в фокусе, быть сосредоточенным на том, чем вы хотите овладеть.

Почему тема любви так важна для человека? Из-за страха отделенности от других, страха одиночества, который заложен в нас на инстинктивном уровне. В разные времена люди искали способ почувствовать единение. Через транс, наркотики и алкоголь, через приспособление группы, перенимая обычаи и верования общества, через творческую деятельность, религиозность и, наконец, через любовь.

Фромм разделяет любовь на зрелую и незрелую, которую он называем "симбиотическим союзом".

Незрелая любовь берет свои истоки из любви ребенка в утробе матери. Она нужна ему для выживания. Рождаясь, он все еще зависит от нее и продолжает пребывать в этом слиянии. Постепенно, с обретением самостоятельности, человек должен обрести свою целостность и перейти к зрелой любви. Если этого не происходит, то он застревает на стадии слияния и его любовные взаимоотношения приобретают искаженную форму.

Так, пассивным симбиозом Фромм называет своеобразный мазохизм, когда человек считает себя неотъемлемой частью другого, преувеличивая его силу и реализуя себя, как часть его величия. Такой человек не бывает независим, не бывает одинок и не имеет целостности.

На противоположном конце - садизм или господство, как активная форма симбиоза. Такой человек воспринимает др