top of page

Каролин Эльячефф "Затаенная боль. Дневник психоаналитика"



дневник психоаналитика

Очень интересные факты о том, что на самом деле понимает ребенок. В книге автор описывает свой опыт работы психоаналитиком с маленькими детьми, от нескольких месяцев до 5 лет, попавшими в непростые жизненные ситуации.


Дети, про которых идет речь, жили в специализированных яслях, что-то типа детских домов. Особенность этих яслей - большое значение психологических аспектов воспитания, поэтому у каждого ребенка была возможность получить психотерапевтическую помощь.

В основном, автору приходилось работать с физиологическими проблемами своих маленьких пациентов, имеющими, по предположению врачей, психосоматическую причину. Больше всего впечатляет факт исчезновения физических симптомов просто от того, что Каролин находила и озвучивала то, что, как ей казалось, было причиной этого симптома.

Например, у одного мальчика был бронхит, он задыхался, но температуры не было. Она предположила, что таким образом, отказываясь дышать, он пытается восстановить связь с матерью, как когда он был у нее в животе. Каролин объяснила малышу, а ему на момент терапии несколько месяцев от роду, что он уже родился и не может вернуться в живот к матери. И даже если он откажется дышать, это не поможет ему ее обрести. Но он есть и может выбирать - жить ли ему дальше. После этих слов, прямо на глазах, ребенку стало легче дышать, а потом и вовсе все прошло.

Поразительно, что дети в самом раннем возрасте принимают судьбоносные решения. Я, честно говоря, думала, что это происходит позже. Например, одна девочка решила почти сразу после рождения, что для того, чтобы ее не бросили другие взрослые, как это сделала ее мать, она должна всем нравится, быть послушным, удобным ребенком. Точнее, играть эту роль. А когда накапливалось напряжение от того, что она не может быть самой собой, а вынуждена все время подстраиваться и играть роль, она сильно заболевала. Вот так и жила от кризиса к кризису, который проявлялся через тело. Психоаналитик до этого докопалась и сняла симптом, объяснив ей, что ей не обязательно играть роль, она может быть самой собой. Ребенок ее услышал и понял.

Порой, мы относимся к детям снисходительно, думая, что они многого не понимают. Обманываем их, пытаясь защитить от "страшной правды". Эта книга наглядно показывает, что дети понимают гораздо больше, чем мы привыкли считать. До пугающего много. И как важно объяснять им, что происходит в их жизни, особенно если это травмирующие события.

Ребенок имеет право знать, каковы обстоятельства его жизни, а не жить в неопределенности. Это касается не только таких серьезных травм, как отказ родителей от ребенка или несчастные случаи с кем-то из родственников. Похоже, что нужно даже грудному младенцу сообщать, что вы сейчас идете в магазин и оставляете его с папой, но скоро придете, так что волноваться не о чем.

Еще эта книга в очередной раз подтверждает, что болезни и проблемы воспитания возникают не на пустом месте. Что это не капризы, а внутренние страдания ребенка, которые он выражает таким образом, через симптомы.

Причем младенцы, которые еще не умеют ходить и говорить, выражают это

через физиологические проявления: рвота, диарея, сыпь, переедание, отказ от груди и т.д.

Есть над чем задуматься.

Рекомендую почитать всем, кто хочет глубже понимать маленьких детей и их способы проявления себя.


bottom of page