top of page

Сопротивление в процессе консультирования

Обновлено: 27 окт. 2018 г.



Сопротивление в консультировании

Человек, вставший на путь изменений, рано или поздно может столкнуться с таким феноменом, как сопротивление этим самым изменениям.


С одной стороны, он сознательно стремится изменить свою жизнь к лучшему, а, бессознательно может находить всевозможные причины для сохранения прежнего положения.


Неизвестность всегда настораживает, а разрушение привычной картины мира и моделей поведения может казаться опасными. Ведь человек еще не знает как это по-другому.


Вместе с этим, изменения запускают целый ряд процессов, которые могут проживаться весьма болезненно. Разрушение идеализаций и прежних убеждений, сопровождающиеся разочарованием, а, порой, и отчаянием, проживание подавляемых годами чувств, первые шаги на пути сепарации и отстаивания своих границ, и реакция на это окружающих...


Поэтому я с большим уважением отношусь к тому, что называется сопротивлением в консультировании и терапии.

Сопротивление может оказаться причиной ухода клиента, особенно, если он не понимает, что именно с ним происходит и не имеет достаточно доверия к консультанту, чтобы обсудить это с ним.

Тогда как в действительности, оно означает, что работа происходит в правильном направлении, а самая темная ночь, как говорится, бывает перед рассветом.

Сопротивление может проявляться в различных аспектах и на разных стадиях взаимодействия с психологом. Предлагаю рассмотреть их подробнее, чтобы "знать в лицо" и не бояться.


Желание не касаться болезненных переживаний. Подавление чувств вплоть до бесчувственности, отключение мышления. Это признак того, что консультант приблизился к какой-то очень важной теме, работа с которой может продвинуть клиента далеко вперед.


Клиент испытывает сильные чувства к консультанту и воспринимает их за чистую монету, не осознавая, что это перенос с какой-то значимой для него фигуры. Если нет достаточного доверия, чтобы обсудить это напрямую с психологом, он пытается справляться с ними привычными методами или ищет интерпретаций ситуации и помощи на стороне. Самый правильный способ - принести и обсудить эти чувства напрямую.


Страх потери вторичных выгод от проблемной ситуации. Очень часто человек осознает минусы своего положения и не фокусируется на плюсах (избегание ответственности, получение поглаживаний от окружающих, пассивная позиция и т.д.), которые так же сопровождают проблему. Вторичные выгоды стоит переводить на осознанный уровень и искать альтернативные способы реализации потребностей, стоящих за ними.


Беспокойство в связи с изменениями отношений с окружающими. Далеко не всегда близкие люди готовы поддерживать человека в его изменениях. Им тоже гораздо более привычны уже наработанные паттерны взаимодействия. В результате чего, клиент сталкивается с усилением конфликтов, может переживать чувство бессилия что-либо изменить в отношениях. В какой-то момент человек входит в конфликт между тем, чтобы личностно расти самому и риском потери отношений с кем-то значимым, из-за нежелания другого что-то менять.


Стыд соприкосновения с некоторыми фактами своего прошлого, которых он стесняется или личностных черт, которые ему сложно в себе принять. Клиент испытывает большое желание избежать стыда из-за риска неспособности справиться с осуждением себя. Стыд - это эмоция, которая зарождается и умирает в социуме, поэтому здоровый способ совладания с ним - признание и переоценка событий или собственных качеств. Эта переоценка происходит вместе с появлением опыта принятия от других людей, например, от психолога.


Сопротивление дискомфорту при освоении новых способов поведения. Когда человек только осваивает новое поведение, у него может что-то не получаться. Если у него есть ожидание или требование к себе, что нужно сделать сразу все на высшем уровне, неудача первых попыток может его сильно расстроить и заставить сомневаться в себе. И снова это повод обсудить это с психологом, чтобы отнестись к себе с большим принятием и объективностью.


Обесценивание проблемы или иллюзия, что она уже разрешилась, чтобы не заниматься дальнейшей ее проработкой. Слишком быстрый уход, после первых изменений, без проверки реальности. Для консультанта, при этом, очевидно, что проблема еще осталась и что клиенту нужно еще какое-то время для ее разрешения.


Страх неудачи. Клиент настолько боится, что у него ничего не получится, не верит в свои силы, что предпочитает уйти и не решать проблему, нежели столкнуться с возможным разочарованием. Ведь если не делаешь и не получается - это логично, и не так бьет по самооценке, как вложиться и потерпеть поражение. Последующие действия те же - проговорить это с консультантом, чтобы минимизировать тревогу до степени, чтобы она не мешала действовать.


Систематическое опоздание на встречи или их пропуск.


Невыполнение договоренностей или домашних заданий. Объяснение этого "обстоятельствами непреодолимой силы"


Потеря мыслей, снижение интереса, скука в процессе взаимодействия.


Стремление сохранить лицо перед психологом, в результате чего отказ переходить к более глубинным чувствам и уровням взаимодействия.


Желание оставаться на уровне рациональных и логических рассуждений, не затрагивая эмоции или исторические причины трудностей.


Соглашательство с консультантом без соотнесения его слов с собственными ценностями, без серьезного обдумывания его слов.


Или наоборот, не пропускание мнения психолога вглубь сознания, частые споры и обесценивания.


Пассивность в разговоре, ожидание, что консультант сделает всю работу сам.

Конечно, это не исчерпывающий список всех возможных проявлений сопротивления.


Общее у всех его видов то, что клиент сталкивается с некоторыми неприятными эмоциями, дискомфортом, которые связывает с консультированием. И ошибочно полагает работу с психологом, как основную причину их появления.


Основной принцип действия, если вы подозреваете у себя сопротивление - обсудить то, что с вами происходит с вашим консультантом. Профессиональный психолог поможет вам увидеть за сопротивлением потребность, понять смысл того, что с вами происходит и пройти этот путь максимально бережно.


Comments


bottom of page